00 Ш600 ЧБ2 а5                                

 

 

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...

 

1 февраля с. г. в помещении Музея боевой славы 3-й Московской коммунистической дивизии народного ополчения школы № 600 состоялась встреча учащихся школ № 600 и № 675 с ветеранами Великой Отечественной войны Даниловского района, посвященная 80-летию со дня рождения Героя Советского Союза Натальи Венедиктовны Ковшовой.

Школьниками была подготовлена музыкально-литературная композиция из воспоминаний однополчан, писем Наташи Ковшовой, песен и стихотворений военной поры.

 

Даниловский Вестник №2(54) февраль 2001 года

 

 

В НОВЫЙ ВЕК - БЕЗ ВОЙНЫ

 

Наступил новый век. Наши ветераны делают все от них зависящее, чтобы воспитать поколение людей, для которых любовь к Родине - не пустые слова. Вот почему ветераны Великой Отечественной войны - частые гости в школах района, где они совместно с педагогами ведут важную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

14 декабря состоялась встреча ветеранов 53-й стрелковой гвардейской дивизии и учеников школы № 600. На ней Председатель совета ветеранов С.Л. Иофин рассказал о боевом пути дивизии, о мужестве и отваге снайперов Наташи Ковшовой и Марии Поливановой, удостоенных посмертно звания Героя Советского Союза, Ученики школы совместно с преподавателем литературы, руководителем школьного музея Е.А. Дмитриевой подготовили к встрече с ветеранами литературную композицию, читали стихи военных поэтов и свои собственные. На встречу были также приглашены представитель Государственного музея обороны Москвы СМ. Панкратова, сестра Н. Ковшовой, ветераны войны З.П. Попова, В.К. Ганец, который лично знал Наташу Ковшову и Марию Поливанову еще в довоенные годы по совместной работе в "Оргавиапроме".

В зале музея организована выставка личных и фронтовых вещей героя Советского Союза Н. Ковшовой.

И. ЗАНДЕЛОВ, член Совета ветеранов.

 

Даниловский Вестник №1(53) январь 2001 года

 

 

 

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ПАТРИОТАМИ СТАНОВЯТСЯ

 

О патриотическом воспитании молодежи в постсоветской России говорить не принято, тема эта неблагодарная. Слово «патриотизм» стало четко связываться в сознании большинства либо с коммунистической идеологией прошлого, либо с заявлениями маргиналов-националистов. Сегодня «патриот» — это или «застрявший» на переживаниях прошлого ретроград, или авантюрист, рвущийся к власти. Молодой человек, называющий себя патриотом, рискует услышать за спиной ехидные смешки или обвинения в узколобости и фанатизме. Не последнюю роль в формировании нового отношения к формуле «каждый должен любить свою Родину» сыграли СМИ. В 90-е годы страну захлестнули волны теле- и киноразоблачений, показывающих, как правительство великой державы, прикрываясь патриотическими лозунгами, бессовестно эксплуатировало собственный народ. Шок от увиденного подорвал доверие общества к власти и государству в целом, на глазах стала разрушаться система патриотического воспитания.

В первую очередь это коснулось школ, в которых подрастающему поколению прививались, в сущности, правильные идеи уважения к прошлому своего народа. В начале перестройки давление идеологического пресса ослабло, и почетная обязанность «помнить о своих предках», долгое время насаждавшаяся как категорический императив, была забыта. Желая скорее распрощаться с «уродливым наследием тоталитаризма» — так нередко представляли историю СССР на телевидении и в газетах — педагоги закрывали школьные «комнаты боевой славы» и «мемориальные музеи», экспонаты которых часто просто выбрасывались на помойку.

Нечто подобное могло произойти и в школе № 600 (улица Хавская, 5). Ее директору Нине Степановне Маховой, которой недавно присвоено звание заслуженного учителя России, предложили передать материалы школьного музея 53-й Тартуской гвардейской стрелковой дивизии в архив. Ее ответ был таков: «Пока я директор, музей будет существовать».

Дружба школы № 600 и ветеранов 53-й дивизии началась еще в 1956 г. Через шесть лет в стенах учебного заведения появилась «комната славы», а еще через три состоялось официальное открытие мемориального музея, посвященного ратному подвигу бойцов дивизии.

 

Экспозиция была сформирована совместными усилиями ветеранов и школьников по материалам архива Министерства обороны в г. Подольске и продолжает постоянно пополняться. Первой серьезной работой, которую осуществил новый музей, был поиск документов, повествующих о жизни Анатолия Халина. «Он совершил подвиг, подобный подвигу Александра Матросова, но гораздо раньше, — рассказала хранительница музея, учительница с 40-летним стажем, Екатерина Александровна Дмитриева. Хотя он и не получил звания Героя Советского Союза, но имя его хорошо известно».

Ученики школы осуществляют не только поиск документов для музея, но и проводят экскурсии для школьников младших и средних классов. Одна из них рассказывает о подвиге Марии Поливановой и Натальи Ковшовой, павших смертью храбрых в августе 1942 г. в боях под Старой Русой. Мемориальный стенд, который изготовил для музея Виктор Карлович Ганец, повествует о жизни девушек, которые явились основательницами снайперского движения в дивизии.

«30 сентября 1941 года немцы начали генеральное наступление на Москву, — рассказал Станислав Леонидович Иофин, председатель Совета ветеранов дивизии. — 13 октября было принято решение сформировать в каждом районе столицы добровольческие батальоны, основной состав которых составляли коммунисты и комсомольцы, работавшие на заводах и в госучреждениях Москвы, и студенты. Через месяц возникшая на базе некоторых из этих батальонов дивизия, насчитывавшая 10141 человек, получила название — 3-я Московская коммунистическая. После разгрома немцев под Москвой дивизия приняла участие в окружении Демянской группировки противника на Калининском фронте. Тогда же в боях под Старой Русой погибли Мария Поливанова и Наталья Ковшова. За самоотверженное ведение боевых действий 8 декабря 1942 г. дивизия была переименована в 53-ю гвардейскую стрелковую, а за операцию под городом Тарту в Эстонии она стала называться Тартуской. 53-я дивизия принимала участие в таких важных для истории Великой отечественной войны сражениях, как Лениниградско-Новгородская, Псковская, Рижская и другие боевые операции».

После войны дивизия была переброшена в г. Ковров, где на ее базе создана учебная танковая дивизия, существующая и сегодня. Музей школы № 600 поддерживает тесный контакт с ковровским мемориальным музеем.

Ветераны 53-й дивизии принимают активное участие в жизни школы. Они — постоянные участники и почетные гости на Дне знаний 1 сентября, на выпускных вечерах и на ежегодных декабрьских встречах выпускников. Большая работа была проведена в школе к 200-летию А.С. Пушкина. В литературно-музыкальной композиции «России верный сын», посвященной творчеству поэта, приняли участие ветераны и ученики. Уже стало традицией, что восьмиклассники школы № 600 после окончания учебного года едут к могиле поэта в Пушкинские горы. А ветераны 53-й дивизии, во время войны освобождавшие эти места от немцев, являются непременными участниками этих экскурсий.

«Память о войне в нашей семье» — так назывался круглый стол, организованный музеем. На нем школьники читали свои сочинения, посвященные военной теме. По материалам круглого стола был снят видеофильм, который получил диплом Московского комитета образования.

3 декабря школа № 600 отметила свое 64-летие. Редакция газеты «Искра Отечества» поздравляет педагогический коллектив с праздником и желает и в будущем продолжать славную традицию патриотического воспитания молодежи.

Л. Кравчук

 

Искра Отечества, декабрь 1999

 

 

СЫНЫ РОССИИ

 

Многолетняя дружба связывает коллектив московской школы N 600 с ветеранами 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии. Поражают душевность, энтузиазм, выдумка, с которыми ведут патриотическую работу ветераны.

По давно сложившейся традиции учащиеся и учителя совместно с ветеранами отмечают дни воинской славы, знаменательные даты в истории нашей Родины. Не стало исключением и знаменательное событие этого, 1999 года - 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Из всех сверкающих граней этого алмаза российской словесности было решено остановиться лишь на одной - любви Пушкина к Отечеству. Это и определило тематическую направленность подготовки торжественной встречи, тем более что по времени проведения она совпадала с Днем защитников Отечества.

В разработке сценария встречи наряду с автором этих строк приняли активное участие завуч школы В. С. Михайлова, научный сотрудник Института художественного образования В. А. Школяр, ученики 11-го класса Саша Вахитова, Алеша Зиновьев, Максим Подопригора, ветераны дивизии Е. И. Никитина и 3. В. Петропавлова. Так родилась литературно-музыкальная композиция «России верный сын».

Одновременно под руководством учителя С. И. Епишева учениками 8-х и 9-х классов при участии ветеранов В. Е. Блинова и Я. Г. Гайлюнского был оформлен стенд «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Размещенная на стенде экспозиция отразила памятные места Пушкинского заповедника на Псковщине. Особое место было отведено Пушкиногорью, в освобождении которого от немецко-фашистских оккупантов в июле 1944 года принимала участие и наша подшефная 53-я гвардейская стрелковая дивизия. На фотографии представлена разминированная могила поэта.

Учащиеся старших классов Настя Герасимова, Катя Гончарова, Надя Кузьмина, Катя Волкова проводят у стенда заочную экскурсию по этим местам для собравшихся здесь ветеранов. В исполнении ребят звучат стихи Пушкина, строчки из воспоминаний бывших учеников школы, регулярно, в течение 13 лет, посещавших Пушкинские Горы, Михайловское, Тригорское...

Экскурсия по пушкинским местам окончена. Ветеранов приглашают в актовый зал, где их встречают мелодиями песен военной поры и аплодисментами 150 школьников и учителей.

Завуч школы В. С. Михайлова открывает литературно-музыкальную композицию и передает ее дальнейшее ведение ребятам-старшеклассникам. Выступает председатель совета ветеранов дивизии С. Л. Иофин. Он представляет присутствующих на встрече ветеранов как России верных сынов и дочерей, доказавших это на полях сражений Великой Отечественной войны. С интересом слушают ребята его рассказ о том, как освобождался от оккупантов поселок Пушкинские Горы, как разминировалась могила А. С. Пушкина, как разгоряченные боем воины стремились поклониться ей и возложить на нее несколько полевых цветов. Звучат стихи поэта-фронтовика об этом событии.

Ветеран дивизии 3. В. Петропавлова рассказывает, как в перерывах между боями, на привалах согревали души бойцов и командиров стихи Пушкина, томики которых многие бережно носили с собой.

Выступления ветеранов перемежаются декламацией стихов поэта, с которой выступают Лиля Алимова, Катя Шмелева, Леня Степанов и другие ребята. В тишине зала торжественно звучат пушкинские строки из «Медного всадника», «Полтавы», «Бородинской годовщины», «Клеветникам России»... Впечатление от стихов усиливается музыкальным сопровождением. В. А. Школяр исполняет на рояле фрагменты из Богатырской симфонии Бородина, 2-го концерта Рахманинова, «У камелька» Чайковского, «Гимна великому городу» Глиера.

Участники встречи расходятся, унося в душе светлый образ Пушкина, великого патриота России.

Екатерина ДМИТРИЕВА, учительница.

 

Ветеран, №1(540)  май 1999

 

БЕЗ ПРАВА НА ПАМЯТЬ?

 

Музей боевой славы школы № 600 до сих пор лишен нормального статуса

1 февраля ветераны района Даниловский собрались в этой школе, чтобы отметить 80-й день рождения Героя Советского Союза Наташи Ковшовой. Даже как-то странно - 80 лет, а зовут именинницу девчоночьим именем. Но что делать, если Ковшовой не удалось стать солидной дамой - она погибла совсем юной, защищая родную Москву.

Наташа, как и тысячи жителей столицы, вступила в народное ополчение и стала бойцом 3-й Коммунистической дивизии. Так получилось, что материалы об истории дивизии ученики 600-й школы начали собирать еще в 1959 году, хотя школа носила другой номер. Но уже тогда в ней преподавала Екатерина Александровна Дмитриева, и поныне руководящая школьным музеем боевой славы.

Зданию школы уже 65 лет. Кстати, ее окончили многие известные люди - гроссмейстер Смыслов, нейрохирург Смирнов, писатель Мысин... Среди тех ее выпускников, кто ушел на фронт, сын учительницы математики И. Драгоманов, Ю. Часовников, Е. Переверзин и другие. Теперь им посвящен стенд школьного музея. А посреди комнаты расположена скромная экспозиция, рассказывающая о Наташе Ковшовой и Маше Поливановой. Здесь есть даже своеобразный "вечный огонь".

Ветераны любят сюда приходить. Как рассказала Екатерина Александровна, многие стенды сделаны их руками, здесь они проводят свои советы ветеранов. Тут они чувствуют себя нужными. Ведь не секрет, что многие ветеранские музеи попросту закрыты. Теперь за их организацию школам не начисляют "очки в соцсоревновании". Получается, из сердца вон и с глаз долой. А в 600-й школе музей сохранен лишь стараниями директора Н. Маховой и бывшей учительницы русского языка и литературы Е. Дмитриевой.

Екатерина Александровна рассказывала мне о том, как общаются ветераны и дети. Во-первых, все происходит абсолютно добровольно, и тем отраднее, что приходят в музей и малыши, и старшеклассники. Не просто приходят, но и помогают, и вечера интересные проводят - например, "Память о войне в нашей семье". Отмечают здесь и день рождения дивизии, и юбилеи героев. Просто так, для души. Можно, конечно, этого всего не делать. Но так можно забыть и родного прадеда, погибшего на войне.

Были уже попытки закрыть музей и отобрать помещение. Дескать, школа сотрудничает с Академией педагогических наук, и комнаты нужны для научных сотрудников. Музей так и не получил статуса городского школьного музея: директору отказывают на основании того, что школа не подчиняется городскому комитету образования. В общем, школа есть, и музей есть, и работа ведется, только всего этого как бы нет. Вот интересно - у нас обычно все бывает наоборот. Наверное, нужную для спокойствия музея бумагу не выдают еще и потому, что "официальному учреждению" требуется не только комната, но и ставка. У нас, когда не надо, очень любят учет и контроль. Даже если речь идет о бережном отношении к памяти людей, которые в свое время ушли добровольцами и погибли за то, чтобы сегодня кто-то мог разрешать и запрещать.

Валентина ШИРОКОВА

 

Южные Горизонты №5(39) от 7-13 февраля 2001

 

 

ОНИ ОТСТОЯЛИ МОСКВУ

 

Мы запомним суровую осень,

Скрежет   танков   и   отблеск штыков...

Слова из гимна города-героя Москвы

 

«Всем им было свойственно — высочайший патриотизм, непоколебимая стойкость и уверенность в победе».

Г.К. Жуков о добровольцах — защитниках Москвы

 

В годину смертельной опасности, нависшей над Родиной, в народное ополчение вступили сотни тысяч рабочих и служащих Москвы, только в первые дни войны было подано 167 470 заявлений. В ополчение шли люди разных возрастов и профессий, не подлежащие мобилизации и призыву, приходили целыми семьями, трудовыми коллективами.

В столице к началу июля было сформировано 12 дивизий народного ополчения. В октябре, когда враг перешел в наступление на Москву, здесь были сформированы еще четыре дивизии, которые сначала назывались 2-я, 3-я, 4-я и 5-я московские стрелковые дивизии, а впоследствии были переименованы, соответственно, в 129-ю, 130-ю, 155-ю и 158-ю стрелковые дивизии. Новые воинские формирования, включенные в Московскую зону обороны, заняли позиции на ближайших подступах к столице — на рубеже Ростокино, Лихоборы, Щукино, Кунцево, Очаково, Теплый Стан (все эти пункты сейчас находятся в черте города). И хотя силы были неравными, защитники Москвы отстояли столицу.

Пять дивизий народного ополчения, понесшие большие потери в боях в октябре 1941 г., в конце года были расформированы. Остальные прошли во время войны боевой путь от Москвы до Берлина, получили почетные наименования и ордена, четырем дивизиям было присвоено звание гвардейских.

В битве под Москвой немецко-фашистские войска потерпели первое крупное стратегическое поражение. Здесь был развеян миф о непобедимости германской армии и окончательно похоронен гитлеровский план «молниеносной войны». Потери немцев (по их данным) составили 772 тысячи человек, 2 тысячи танков, 757 самолетов.

12 декабря 1941 г. мир облетело долгожданное сообщение. В сводке Советского информбюро «В последний час» говорилось: «6 декабря 1941 года войска нашего фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».

19 октября 2001 г. в актовом зале школы № 600 собрались ветераны — бойцы 3-й московской коммунистической стрелковой дивизии, 60 лет назад отстоявшие любимый город в тяжелейших боях. После Московской битвы дивизия сражалась на Северо-Западном фронте, освобождала Новгородскую, Псковскую, Ленинградскую область, Латвию. В 1943 г. дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а в 1944 г. ей присвоили наименование Тартуская за освобождение Эстонии.

После Великой Отечественной войны бойцы 3-й московской стрелковой дивизии принимали активное участие в восстановлении народного хозяйства.

В 1994 г. на братском захоронении воинов дивизии в селе Новая Русса был открыт мемориал. Недалеко от этого места — в селе Старая Русса — пали смертью храбрых Герои Советского Союза снайперы дивизии Н. Ковшова и М. Поливанова: окруженные фашистами, они отстреливались до последнего патрона, а потом подорвали себя гранатой.

Каждый год ветераны дивизии собираются вместе, чтобы вспомнить грозные годы войны, почтить память павших товарищей и выразить признательность тем, кто помогает им в увековечивании памяти о боевом пути дивизии. Среди них Н.С. Махова, заслуженный учитель России, директор школы № 600, где создан уникальный Музей боевой славы 3-й московской коммунистической стрелковой дивизии, учитель истории этой школы Г.П. Лоскутова, директор Музея боевой славы Е.А. Дмитриева, коллектив Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, безвозмездно изготавливающий надгробные плиты для мемориалов, и многие другие, кто пришел в этом году поздравить ветеранов с их праздником, в том числе первый секретарь МГК КПРФ, депутат Государственной Думы А.А. Куваев, директор ГУП «Московский птицеводческий комплекс» М.Д. Васильев, сотрудники Музея обороны Москвы, офицеры нынешней 3-й московской стрелковой дивизии.

Н. Веснина

 

Городская черта, №3(03) ноябрь 2001

 

Станислав ИОФИН, председатель совета ветеранов 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии

Галина ЛОСКУТОВА, учительница истории

 

Молодежи — правду о войне

 

Меньше года остается до 55-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Не только ветераны, но и молодежь готовится достойно встретить эту дату.

Проходят годы, и все меньше остается ветеранов фронта и тыла, непосредственных участников тех, уже далеких событий, а только они могут правдиво рассказать о них, дать наиболее достоверную им оценку.

Современная молодежь должна знать правду о войне, об участии в ней своих старших родственников, гордиться их боевыми и трудовыми подвигами, так же любить свою Родину, как любили ее они. Это особенно важно в наши дни, когда многие средства массовой информации и даже некоторые школьные учебники грубо искажают правду о войне, унижают павших и живых героев.

Этому кощунству активно противостоят общественные организации ветеранов-однополчан. Одним из примеров такой деятельности может служить многолетнее творческое сотрудничество совета ветеранов 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии с коллективом московской школы № 600 Академии образования. Работа по патриотическому воспитанию молодежи ведется здесь на базе музея боевой славы дивизии, который был открыт в 1962 году и с тех пор не прерывал своей деятельности ни на один день.

Сегодня страна живет в условиях политического и экономического кризиса, и это заставляет искать новые формы и методы работы с молодежью. Следует отмстить, что в этом направлении плодотворно работает коллектив Государственного музея обороны Москвы, который в содружестве с организациями ветеранов Великой Отечественной войны проводит разнообразные мероприятия, оставляющие в душах молодых людей добрые следы.

В связи с приближением 55-й годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками педагогический коллектив школы №600 и совет ветеранов дивизии задумались, как эффективнее использовать время, отведенное программой по истории Отечества для девятых классов по теме "Великая Отечественная война". По теме имеется богатейший документальный, мемуарный, художественно-публицистический материал, открывающий огромные воспитательные возможности, особенно в условиях Москвы, города-героя, с его музейными и историко-мемориальными экспозициями и сооружениями.

Однако школьная программа, к сожалению, отводит на изучение темы "Великая Отечественная война" всего пять уроков, преподаватель вынужден отобрать самое важное и самое яркое, характеризующее основные этапы войны. Наша практика показала, что сделать это можно, только опираясь на совместную работу со школьным музеем боевой славы. Исходя из этого, в начале учебного года был составлен совместный план работы, который последовательно выполнялся.

Для ввода в тему было организовано посещение Государственного музея обороны Москвы. Беседы с ветеранами и сотрудниками музея, ознакомление с его прекрасной экспозицией дали школьникам многое для размышления, пробудили желание больше узнать об этом периоде истории нашей Родины.

Затем на обзорном уроке, проведенном в школьном музее боевой славы, председателем совета ветеранов дивизии был дан краткий анализ международного положения накануне второй мировой войны, ее причин, вероломного нападения фашистской Германии на СССР, охарактеризованы основные периоды Великой Отечественной войны: стратегической обороны Красной Армии, коренного перелома в ходе войны, разгрома фашистского блока, освобождения народов Европы от германской оккупации. Показан героизм советского народа на фронте и в тылу.

После этого учителем истории были проведены программные уроки: "Фашистское нашествие. Первые неудачи. Их причины", "Все для фронта, все для победы!", "Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой 1942 года", "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", "На пути к победе".

Для закрепления полученных знаний ученикам было дано задание составить таблицу с перечнем основных сражений Великой Отечественной войны и оценкой их значения. Это способствовало проявлению творческой индивидуальности в восприятии важнейшего периода отечественной истории. С таким же интересом школьники готовили и обсуждали сообщения о героях фронта и тыла.

На заключительном занятии ученикам был показан хроникальный фильм о боевом пути 3-й Московской коммунистической, 130-й стрелковой, 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии. Этот фильм был снят на фронте воином дивизии, добровольцем кинооператором Мосфильма С. К. Галаджем. Кадры фильма, снятые в боевой обстановке, произвели на ребят неизгладимое впечатление, тем более что там запечатлены молодыми нынешние ветераны, которые часто являются гостями школы сегодня.

Для более полного представления об историческом подвиге советского народа, разгромившего германский фашизм в 1941 — 1945 годах, будет проведена экскурсия школьников в Центральный музей Великой Отечественной войны и в исторический мемориал парка Победы.

 

Станислав ИОФИН, председатель совета ветеранов 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии;

Екатерина ДМИТРИЕВА, заведующая музеем боевой славы дивизии в школе № 600

 

России Вечная Любовь

 

6 июня Россия торжественно отметила 200-ю годовщину со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Особые чувства вызвала эта дата у ветеранов Великой Отечественной войны, освобождавших в июле 1944 года от немецко-фашистских оккупантов поселок Пушкинские Горы, где находится могила поэта.

Планируя наступательную операцию, советское командование стремилось не допустить при освобождении пушкинских мест их разрушения. С этой целью еще в апреле были привлечены консультанты, хорошо знающие эти места, известные пушкиноведы профессора Д.Д. Благой и Н.К. Гудзий. Было исключено применение тяжелых видов оружия.

Наряду с частями других соединений в этой операции принимал участие 161-й гвардейский стрелковый полк (командир полковник В.З. Ефанов) нашей 53-й гвардейской стрелковой Краснознаменной дивизии (командир генерал-майор И.И. Бурлакин).

Село Михайловское, Святогорский монастырь, могила Пушкина. Эти российские святыни не могли не взволновать сердца воинов-освободителей. Едва затих бой, как началось паломничество воинов к могиле поэта с букетами полевых цветов, хотя доступ к ней был ограничен из-за ведущихся работ по разминированию.

В эти дни в газете 54-й армии "В решающий бой" были опубликованы проникновенные стихи (к сожалению, не знаем их автора):

Еще носили раненых,

и близко

Бил миномет

и канонада с гор,

Еще на светлый

камень обелиска

С опаскою глядел

сапер;

Еще слепые

проносились пули,

Срезая листья

в зарослях густых,

Когда Россия стала

в карауле

На тех горах,

воистину святых.

И сняв пилотки,

жесткие от пыли,

Смахнув с лица

соленый жгучий пот,

Бойцы проходят

к пушкинской могиле

Тропой, что никогда

не зарастет.

Им нет конца.

Взгляни, с какой

любовью

К подножью этой

мраморной плиты

Несут они с полей,

политых кровью,

Простые и прекрасные цветы...

Отступая, фашисты установили на территории пушкинского заповедника сотни противотанковых и противопехотных мин различных конструкций, в том числе и у могилы Пушкина. Саперам пришлось немало потрудиться, обезвреживая эти опасные предметы. К сожалению, не обошлось и без потерь. При выполнении этого боевого задания погибли восемь саперов, чьи имена увековечены на территории Святогорского монастыря: В.П. Кононов, С.Е. Покидов, М.А. Казаков, И.А. Колебаров, Н.О. Акулов, Е.И. Козлов, И.Ф. Травин, В.С. Трепов.

Сегодня о тех, уже далеких, 55-летней давности, событиях напоминает стела у входа в Святогорский монастырь, на которой можно прочесть слова: "12 июля 1944 года части 53-й гвардейской и 321-й стрелковых дивизий 3-го Прибалтийского фронта освободили поселок Пушкинские Горы от немецко-фашистских захватчиков. Слава Советской Армии! Вечная память павшим героям!"

Оккупанты нанесли огромный вред объектам заповедника. После войны благодаря заботе и помощи государственных органов, подвижнической деятельности С.С. Гейченко и других энтузиастов все повреждения были устранены. И вновь возродилось паломничество советских людей в пушкинские места.

Добрая традиция родилась в 1963 году в московской школе № 600 (в то время школе-интернате), где создан музей боевой славы 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии. Ежегодно на протяжении 13 лет ученики, окончившие 8-й класс, вместе с учителями Я.К. Юшковским, Е.А. Соколовой, О.Н. Соломанниковой и другими выезжали в поселок Пушкинские Горы. Отдохнув ночью с дороги, ребята старались пораньше проснуться, чтобы успеть собрать полевые цветы и первыми принести их к могиле поэта.

Прогулки по заповедным местам - Михайловскому, Тригорскому, Петровскому, посещение чудесных природных уголков - парков, аллеи Керн, Ганнибаловых прудов, Савкиной горки, реки Сороть, чтение стихов Пушкина, посвященных этим местам, настраивали ребят на лирический лад, невольно вызывая у них надежду на неожиданную встречу с поэтом. Эти впечатления подкреплялись задушевными беседами с С.С. Гейченко, обладавшим энциклопедическими знаниями о жизни и творчестве Пушкина в Михайловском.

Уезжая домой, это «племя младое, незнакомое» увозило в своих душах самые светлые чувства. Вот как ребята оценивали свои встречи с пушкинскими местами: "Побывав там, можно не только понять одухотворенность, нежность, душевность, лиричность стихов Пушкина, но от красоты увиденных мест и окружающей природы можно самой начать писать стихи" (Маша Полонская).

"Как только ступишь ногой на землю, по которой за много лет до тебя бродил поэт, впадаешь в какое-то лирическое состояние. Каждый куст, каждое дерево напоминают Пушкина, дыхание его стихов" (Игорь Копылов),

По возвращении в Москву ребята делились со всеми классами своими впечатлениями на страницах издаваемых ими литературно-художественных журналов, устраивали литературно-музыкальные отчеты.

Торжественно отметил коллектив школы и 200-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина, в подготовке и проведении которого приняли также участие сотрудники Научно-исследовательского института художественного образования и ветераны Великой Отечественной войны.

 

***

 

Описание: E:\0_СТОЛе\_ПЕРЕНЕСТИ\в сеть\стр 3 мксд Ш600\2IMG_0011.jpg

 

Живой интерес вызвал у учеников 4-го класса «А» 545-й Московской средней школы рассказ учительницы М. Г. Булановской о целинных и залежных землях, о людях, которые трудятся на целине. Ребята решили завязать переписку с учениками одной из школ, находящихся в этих районах. В своем письме к учащимся школы при Харьковской МТС Павлодарской области (Казахская ССР) московские школьники просят рассказать, как учатся и проводят свой досуг их сверстники, их интересует жизнь школы и МТС. В свою очередь москвичи сообщают о том, что интересного произошло за последнее время в столице, пишут о своих успехах в учении.

На снимке: ученики 4-го класса «А» пишут письмо учащимся школы при Харьковской МТС. В центре — учительница М. Г. Булановская. Фото Л. Горбачевой (ТАСС).

 

***

 

Описание: E:\6_ТЕМЫ_шк600\аЛИЧНЫЙСОСТАВ\Булановские\ш600олр (2).jpg

 

Описание: E:\6_ТЕМЫ_шк600\аЛИЧНЫЙСОСТАВ\Булановские\ш600олр (3)1.jpg

 

Мария Георгиевна БУЛАНОВСКАЯ работает в школе № 12 Москворецкого района столицы. Через четыре дня она снова, вот уже в тридцать шестой раз, будет встречать тех, кто пришел на свой первый в жизни урок.

Но и сегодня, как всегда, она со своими питомцами. Фото Д. ЧЕРНОВА .

 

Описание: C:\Documents and Settings\юзер\Мои документы\5_ФОТОсбор\эюIMG_0049.jpg

 

Описание: C:\Documents and Settings\юзер\Мои документы\5_ФОТОсбор\IMG.jpg

ВСТРЕЧИ В МУЗЕЯХ

 

 Во время весенних каникул группа учащихся школы № 25 побывала в Москве. Поездка сразу задумывалась не как развлекательная. У нас была цель — познакомиться поближе с работой музеев, родственных нашим: комнате-музею Н. К. Крупской и класс-музею Первой ударной армии. Мы заранее списались с секретарем совета ветеранов Третьей Московской стрелковой коммунистической дивизии Н. В. Клемм. Она дала нам адрес базовой школы музея этой дивизии.

В первый день мы побывали на обзорной экскурсий по Москве. Потом пошли во Дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской, в котором находится музей жены и соратницы В. И. Ленина. Нас провела по залам директор музея Н. М. Соколова, рассказала, используя экспонаты и экспозиции, о политической и государственной деятельности Надежды Константиновны, о ее роли в воспитании молодого поколения Страны Советов, а также она познакомила нас с методикой сбора материалов, организации выставок.

Н. М. Соколова подарила нам книгу «Н. К. Крупская» и посоветовала составлять тексты; для экскурсий по этой книге, причем дифференцированно для ребят разных возрастов. Мы рассказали, как ведется работа в нашем музее.

Н. М. Соколова дала нам список музеев Н. К. Крупской, учреждений, носящих ее имя, с адресами. И еще много интересного мы увидели и узнали от Натальи Михайловны. Это тем более ценно, что почти все мы — экскурсоводы в своих музеях или готовимся стать ими.

В третий день нашего пребывания в Москве мы посетили музей Третьей Московской стрелковой коммунистической дивизии. Там экскурсоводы, (учащиеся школы № 600), и их руководитель Светлана Александровна рассказали нам историю создания музея. Нам понравилось то, что у них поисковая работа ведется всеми классами и тем не менее — целенаправленно.

Потом мы обменялись значками и подарками. Мы подарили московскому музею свой альбом о поездке по местам боевой славы Первой ударной армии. Они нам — книгу очерков «О друзьях-товарищах», фотографию Героев Советского Союза Н. Ковшовой и М. Поливановой (у нас такой не было), стихи поэтов военных лет и учащихся школы о Третьей Московской стрелковой коммунистической дивизии и о музее. А потом нам предложили начать поиск по фотографии военных корреспондентов, бывавших в дивизии, и даже дали нам адрес одного из них.

Н. В. Клемм тоже рассказала нам о своей юности военной медсестры и подарила нам набор пластинок с песнями тех лет и карту передвижения своей дивизии.

Вечерам перед отъездом мы побывали на Павелецком вокзале в музее «Траурный поезд», на котором В. И. Ленина провожали в последний путь.

По приезду в Ульяновск мы оформили в школе фотовыставку — отчет о нашей поездке в Москву.

 

Е. ДУВАНОВА, О. ЧИЖОВА, учащиеся школы № 25.

 

 

У ТОЙ ДОРОГИ           В. Мысин

 

Мы стояли в окопах 1945 года. Окопами эти заросшие густою травой канавки назвать теперь можно лишь условно. И остался их совсем небольшой, в сотню-другую метров участок среди пшеничных полей, между железной дорогой от Дембицы на Краков и веткой от нее к заводу. Но именно этот участок обороны Черниговской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии стал вехой на моем жизненном пути. Это отсюда, из этих окопов в январе 1945-го я шел в свою последнюю атаку...

Меня с супругой пригласили в польский город Дембицу на празднование 35-летия Польской Народной Республики.

Проезжаем знакомые города: Брянск — и вспоминается Брянский фронт 1942 года, тяжелые бои, отступление, ранение; Бердичев, Шепетовка, Славута — весеннее наступление 1944-го, и снова ранение. Золочев и Львов воскрешают лето 1944-го, когда мы вышли на государственную границу Союза ССР. Все эти дороги пройдены с боями.

На перроне Пшемысля нас встречает Мария Донат — заместитель председателя отделения Общества польско-советской дружбы Дембицы.

Города, что мы проезжаем, в праздничном убранстве. Останавливаемся в Вильковии, чтобы положить цветы к мемориалу павшим советским воинам. Здесь похоронен один из героев «Молодой гвардии» старший лейтенант Иван Туркенич. Машина мчит по местам, названия которых четки в памяти — Сендзишув, Ропчице. Перед самой Дембицей ищу нефтебазу (там несколько дней находился наш штаб). Но справа от шоссе — большая автозаправочная станция. И вот, наконец, Дембица. Утром — официальный прием в городском комитете партии и Президиуме Рады Народовой. Первый секретарь горкома Станислав Мрочек рассказывает о сегодняшнем дне города. За послевоенные годы население Дембицы выросло в пять раз, построены большие и перспективные промышленные комплексы, экспортирующие свою продукцию за границу. Очень скоро официальная атмосфера приема сменяется непринужденной дружеской беседой. Приходится рассказывать о себе, о семье, о делах военных и послевоенных, отвечать на множество вопросов.

После приема члены комитета польско-советской дружбы сопровождают нас к памятнику на братской могиле в центре города. Многие годы я думал о том, как приду сюда с алыми гвоздиками. И вот пришел...

Потом нам показывают жизнь самого младшего, детсадовского поколения, приводят в школу N 4. В комнате боевой славы я вдруг слышу возглас жены: «Володя, это ж ты !» На одном из стендов — мое фото лета 1944 года. Но без фамилии и с неправильным номером воинской части. Вносим уточнения — ведь это история Великой Отечественной.

Следующий день посвящен поездке в Поронин, в ленинский мемориал. Возвращаемся через курортный и спортивный центр ПНР Закопане.

Третий день — посещение «Стомиля», большого производственного комплекса, где выпускаются автомобильные шины и резиновые камеры к ним. Предприятие молодое, растущее. Однако есть на нем уже и свой музей с разделами, посвященными войне, труду, рождению производственных традиций, с портретами ветеранов, с макетами существующих и планируемых производственных объектов, с наградами, дипломами и грамотами за отличную работу.

В оставшееся после обеда «окно» едем в села Жираков и Воля Жираковска. Это недалеко от Дембицы. Там размещался некоторое время штаб нашей дивизии, мой саперный батальон. Но узнать ничего не сумел: вместо деревенских полуразвалившихся домов в зелени стоят кирпичные двухэтажные особняки. Посетовав на нехватку времени, едем в кемпинг «Стомиля» в Явоже для встречи с молодежью объединения. Кемпинг — в лесу. Красивые деревянные домики с уютной планировкой и всеми коммунальными удобствами, рассчитанные на одну семью. Рядом подсобное хозяйство. Искусный повар вкусно кормит приезжающих сюда отдыхать работников «Стомиля».

Меня предупреждают, что все будет по польскому обычаю. Я как почетный гость должен с одной спички разжечь приготовленный костер. Разгорается огонь, и я начинаю рассказ о боях за освобождение Дембицы. Рассказываю ребятам о работе сапера, не терпящей ошибок, не забываю и о дембицких зайцах, не признававших линии фронта и взрывами мин, вносивших тревогу в боевые порядки переднего края.

Мы продолжаем знакомство с городом, посещаем завод холодильного оборудования. Встречу ведет директор, строгого вида неулыбчивый человек. Вопросы задает точные, со знанием военного дела и обстановки в этих местах в 1944—1945 гг.

В заводском музее узнаем, что директор — активный участник войны, бывший командир большого партизанского отряда. В музее собрались ветераны завода, фронтовики. Оживлённая, интересная беседа: слишком много общего в наших воспоминаниях.

20 июля - возложение венков к памятникам на братской могиле в центре города, на кладбище советских воинов, где захоронено более тысячи наших солдат и офицеров. У памятников почетный караул Войска Польского. Звучат Государственные гимны Польской Народной Республики и Союза ССР. Много венков и цветов, все взволнованы.

В Доме культуры «Стомиля» —торжественное заседание, посвященное 35-летию Польской Народной Республики. Мне вручают Диплом почетного гражданина города и памятную Медаль, преподносят цветы.

После приема, завершившего торжество, присутствуем на открытии новой асфальтированной улицы. Двухцветные кусочки ленты вручают нам на память. Улица названа «35 лет». Ее проложили в нерабочее время сотрудники крупного дембицкого производственного объединения «Иглуполь», соединив свой дом культуры с магистралями города.

Воскресенье — день отдыха, и нас пригласили в кемпинг мясозавода в Подграде, на берегу Вислоки. Уютные домики, спортивный клуб. С нами — председатель отделения общества польско-советской дружбы Ян Балавендер. Разбираясь в местности, обнаруживаю, что кемпинг расположен точно напротив командного пункта 2-го батальона одного из полков дивизии. Четкость воспоминаний связана с тем, что здесь мы когда-то провожали саперов с разведчиками под воду в противогазах. Сейчас я находился на другом берегу Вислоки, напротив.

Утро первого после праздников дня занято посещением мясокомбината. Официальная часть, осмотр цехов, просторных, чистых, светлых.

После обеда по программе — «Гора смерти». Есть такое страшное место севернее Дембицы, у Пусткува. В лесном массиве фашисты опутали колючей проволокой открытую поляну и загнали сюда пленных поляков и русских. Использовали их в размещенном по соседству лагере СС для производства опытных самолетов снарядов Фау-1. Здесь погибли многие тысячи замученных.

На самом возвышенном месте — бункер. Он цел и сейчас. Подземный бетонный каземат с одним входом, закрывающимся железными дверями. В потолке этого склепа специальная отдушина. Бункер набивали людьми, и в отдушину сыпали ядовитый порошок. Люди гибли в страшных мучениях. Потом их сжигали на специальной площадке, земля которой стала тверже гранита.

Освенцим и Бжезинка — гитлеровские предприятия по уничтожению людей. Рвущаяся из сердца боль. В почти уничтоженном женском лагере Бжезинка так и стоят бетонные столбы с натянутой на них колючей проволокой, по которой пропускался ток высокого напряжения. Сохранился железнодорожный тупик, в который загонялись поезда с обреченными. Здесь их выгружали, раздевали, отправляли в рядом стоящий блок, уничтожали и на транспортерах тела доставляли в крематорий. Плиты, плиты, плиты — с надписями на многих языках. На плиту с русским текстом кладу цветы. А люди всё идут и идут, со скорбными лицами, сжатыми губами. Нет, такое не должно повториться !

Следующий день наполнен тревожным ожиданием: я решил объехать вокруг Дембицы, поискать людей, помнящих саперов. В Жиракове несколько ориентиров для поиска: школа с высокими деревьями невдалеке (на вершине одного из них саперы укрепили настил с перилами — наблюдательный пункт комдива), кирпичный домик через дорогу, около которого похоронили двух саперов, расположенные цепочкой три небольших прудика. Но ... есть школа и нет тех высоких деревьев, нет кирпичного домика, никак не можем найти ту цепочку прудиков, хотя проезжаем взад-вперед по асфальтированной сельской дороге (когда-то в осенние дождливые дни она доставляла нам немало хлопот). Помогает ветеран войны, бывший много лет председателем сельской Рады Франтишек Липа. Он вспомнил, где есть похожие ставки (прудики). Но это в Воле Жираковской — соседнем селе, практически слившимся с Жираковом. Всего в двух сотнях метров севернее школы проезжаем в узенький проезд между двухэтажными кирпичными домами. Еще тридцать метров — и мы подходим к трем заросшим прудикам. Это они! Строя лодки для переправ, мы на этих прудах учили саперов работать на веслах, выполнять специальные команды. За прудами — дом, в котором я жил. Он и сейчас жилой. Хозяин — Збигнев Лах гостеприимно приглашает зайти.

Навстречу выходят две женщины — мать и бабушка Збигнева. Помнят они и штаб, и работавших в нем, помнят молодого майора. Старший сын помнит даже фамилии. Но, считают они, майора нет в живых — так им сказал заходивший после медсанбата капитан Иван Николаевич Соловьев, которого контузило одним взрывом со мной. В шутливой форме разубеждаю их, рассказываю, что и врачи не верили, что можно выжить после такого тяжелого ранения. Но я выжил. И вот стою перед ними.

Все здесь памятно. Показываю направление от дома, где стоял строй батальона при вручении боевого Знамени части. Здесь мы праздновали годовщину Октябрьской резолюции, день Советской Конституции, здесь готовились к наступлению. Вот там, в большом сарае, оборудованном под кинозал, смотрели документальную киноленту о конвоировании пленных фашистов по улицам Москвы. Воспоминания, воспоминания ...

В пятницу на военной машине заезжает Ян Балавендер и поручик Чеслав Кравец. Выезжаем на железнодорожный переезд у села Грабины. Показываю, где в трехэтажной железнодорожной будке был НП комдива. Находим засыпанный проезд-арку под путями. Сюда вела грунтовая дорога через наши окопы.

Дороги грунтовой уже нет. Теперь в этом направлении тянется железнодорожная ветка к заводу. Встретившийся крестьянин идет с нами вдоль полотна, рассказывает. Вот они — окопы переднего края. Вот место моего ранения. Теперь здесь пшеничное поле.

Свершилось то, ради чего я проехал почти две тысячи километров. Тридцать пять лет спустя, в 1979-м, я стою в окопах прошедшей войны ...

Едем в военный городок. На высотке у села Борова останавливаемся у высокого деревянного креста. Теперь вокруг него деревья. А тогда он стоял один, на самом виду. И спор был из-за него у пехоты с артиллерией. Пехота просила взорвать: он служил репером вражеской артиллерии. Когда же я спросил у командира нашего артполка, то услышал в ответ короткое «нет!». Он служил и нашим артиллеристам. Потому и остался цел, стоит до сих пор. Около него вспоминаю моего друга Ашота Алекова, Алешу, командира одного из полков. В декабре 1944-го в селе Вевюрка мы по-фронтовому отмечали его 26-летие; в январе в землянке его НП нас накрыл артналет («чуть не убило ... могло даже до смерти ...» — так шутили на фронте в подобных случаях), когда он усиленным батальоном проводил разведку боем, а мои сапёры обеспечивали проход через «нейтралку». В селе Борова взяли тогда документы штаба немецкого батальона, много пленных. А в марте мне пришло в госпиталь письмо: он погиб. Нет Алеши. Только добрая память о друге, о гвардии майоре Алекове.

В военном городке встреча с польскими саперами-инструкторами. Внимательно слушают они о сапёрных делах войны, улыбаются, слыша знакомые термины. Отвечаю на вопросы, рассказываю, как на плацу их городка нашей дивизии вручался орден Суворова II степени, об офицерском собрании, концерте фронтовой бригады московского театра имени Е. Вахтангова.

Вот и подошла к концу моя встреча с Дембицей. Наутро — прощальный визит в городской комитет и в Президиум Рады Народовой. Благодарим, делимся впечатлениями. Мне преподносят альбом с фотографиями всех наших официальных встреч, вручают подарки. Все очень сердечно, трогательно.

Прощай, Дембица! Буду ли я когда еще здесь?

До свидания, друзья !

 

 

РЯДОВОЙ ШАШЕЧНОЙ ГВАРДИИ      В. Городецкий, член Союза журналистов СССР

 

ВЛАДИМИРУ НИКАНОРОВИЧУ МЫСИНУ — 60 ЛЕТ

 

В 1959 году в Подмосковье состоялась конференция шашистов и шахматистов Всероссийского общества слепых. Многие мастера были приглашены на этот форум, чтобы рассказать об основах организационной работы, прочитать лекции о красоте и тайнах шашечного творчества, провести сеансы одновременной игры Более заинтересованной и благожелательной аудитории мне никогда не доводилось встречать.

Среди моих слушателей был и Владимир Никанорович Мысин. Мы познакомились. Уже с первых минут я ощутил общество серьезного, эрудированного человека, скромного и обладающего чувством юмора. От своего собеседника я тогда так ничего и не узнал. Лишь после нашей партии из сеанса, в которой мне удалось выиграть, Владимир Никанорович в сердцах сказал: как же так, ведь этот вариант мне показал мой тренер Николай Матвеевич Курносов и гарантировал, что он всегда приносит успех....

С тех пор мне приходилось встречаться с Мысиным неоднократно. Я знал, что он очень любит шашки, что он высококвалифицированный, строгий и вместе с тем тактичный судья, что он проводит поистине огромную работу по популяризации и пропаганде шашечного спорта — вот, пожалуй, и все. Но не давно мне посчастливилось узнать Мысина-человека.

... В 1941 году после окончания военно-инженерного училища лейтенант Мысин получил первое боевое крещение в боях под Днепропетровском. В декабре того же года Мысин был тяжело ранен, но после лечения вновь вернулся на фронт.

О подвигах Владимира Никаноровича можно написать целую книгу. Расскажу лишь об одном.

Май 1943 года. Орловско-Курская дуга. Для успешного развития операции необходим пленный фашист. А пленных нет. Командующий Центральным фронтом маршал Рокоссовский приказывает во что бы то ни стало добыть языка. Частную операцию по захвату контрольного пленного выполняет подразделение усиленного батальона 148-й дивизии генерала Мищенко. Ротой закрепления командует заместитель командира 163-го отдельного саперного батальона капитан Мысин. 7 мая в 13 часов операция началась. Чтобы проникнуть в немецкие окопы, пришлось пересечь нейтральную полосу, густо усеянную минами и затем прикрыть пехоту от контратак противника. В ходе боя командный состав батальона выведен из строя. Ранен в голову и в руку и капитан Мысин. Тем не менее, Владимир Никанорович нашел в себе силы и мужество взять на себя командование. Уже темнело, когда 28 пленных были доставлены в штаб, а Мысин — в санбат. За эту операцию Мысин был награжден орденом «Красная Звезда». Через месяц он был назначен командиром батальона. В октябре 1943 года — произведен в майоры.

Ранения, контузии, госпиталь, фронт и вновь ранения, и вновь бои. В январе 1945 года отдельный саперный батальон под командованием Мысина находится на левом фланге Сандамирского наступательного плацдарма. Разминирование его кончилось для командира трагически: вследствие ранения в голову он лишается зрения. День Победы он встречает слепым. Одна за другой следуют операции, и искусство хирургов торжествует: Мысин видит! Плохо, но все же видит.

Его ратные подвиги были отмечены высокими наградами. 23 сентября 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР В. Н. Мысин был награжден орденом Суворова 3-й степени. Он был удостоен ордена Боевого Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За победу». Владимир Никанорович — почетный гражданин польского города Дембица и районного центра Тербуны Липецкой области. В 1945 году Мысин стал пенсионером Министерства Обороны СССР. Было ему в ту пору 23 года!

Но тут сказался исключительный характер Владимира Никаноровича. Он — вновь в строю. Поступает на работу в систему Общества слепых. Ведет огромную общественную, партийную и военно-патриотическую работу: заместитель секретаря партбюро, председатель группы народного контроля, заместитель председателя по идеологической работе в Совете ветеранов 15-й Сивашской Штеттинской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Трудового Красного Знамени стрелковой дивизии, делегат 26-й партийной конференции Свердловского района Москвы, проводит уроки мужества, выступает с воспоминаниями на предприятиях и в школах, встречается с красными следопытами, всего не перечесть. И, конечно же, работа по развитию шашечного спорта. До последнего времени он руководил федерацией шашек столицы, возглавлял Всесоюзную коллегию судей. Мысину присвоено звание «Почетный судья». Он — кандидат в мастера и по русским, и по международным шашкам.

Владимиру Никаноровичу Мысину исполнилось шестьдесят лет. То, что он уже успел сделать, хватило бы на несколько жизней. Но рядовой шашечной гвардии по-прежнему в строю и поэтому многие его свершения еще впереди. Мы сердечно поздравляем юбиляра, желаем ему крепкого здоровья и новых творческих успехов.

 

 

ПЕРВОЕ ПОРУЧЕНИЕ         В. Мысин

 

Три года прошло после Победы. Солнечным летним днем сидел я на лавочке в сквере. Вдруг слышу: «Мама, это ведь дядя Володя». И кто-то остановился около меня. Эти слова напомнили мне, одетому еще в военную форму, с боевыми наградами и полосками ранений на гимнастерке, еще не расставшемуся с военными мыслями и воспоминаниями грозных лет, о такой далекой, счастливой поре моей жизни. Много бывает поручений. Самых различных. Я же вспомнил о своем первом комсомольском.

... Был сентябрь 1937-го года. Только начался новый учебный год. Нас, группу пионеров-восьмиклассников, пригласили в школьный комитет комсомола. Инструктор Москворецкого райкома ВЛКСМ предложил нам стать агитаторами к предстоящим первым выборам в Верховный Совет нашей страны. Работу нужно было проводить в соседнем со школой десятиэтажном жилом доме. Предстояло рассказать населению о новой Конституции, верховном органе Советской власти, порядке голосования, международном положении, ответить на самые разнообразные вопросы.

Для беседы собирались в одной большой комнате жильцы сразу из всех четырех закрепленных за мной квартир. Это у той самой тети Дуси — матери трех озорных сорванцов, один из которых и узнал меня в сквере много лет спустя.

На беседы сходились домашние хозяйки с кучей ребятни, больные старушки, всю жизнь прожившие в деревне, а теперь помогавшие растить внучат, приходили умудренные жизненным опытом старики. А к концу, как раз к ответам на вопросы, прибывали и работавшие. Они всегда с удовольствием включались в наш разговор.

На первых порах меня встречали и удивлёнными, и настороженными, иногда, откровенно неприязненными взглядами. Но после ряда удачных бесед на мой стук двери сразу отворялись, и звонкие ребячьи голоса оповещали: «Пришел дядя Володя!» И юные трубачи мчались в соседние квартиры. Хороший контакт установился довольно быстро, хотя смущался я на первых встречах. Подняла мой «боевой» дух широкая русская доброжелательность.

По два-три раза в шестидневку поднимался я на свой четвертый этаж. Удивительно и приятно было слышать многоголосый восторженный ребячий гомон: «Дядя Володя идет», приветливые голоса встречавших женщин. Но бывало и трудно. «Дяде-то» всего пятнадцать лет. И этот мальчишка должен толково ответить на вопросы взрослых. Спрашивали о политике, международном, очень сложном в те времена положении, задавали неожиданные, касающиеся различных сторон жизни вопросы. Не обходилось и без каверзных. Особенно «старались» старики, приехавшие из деревни.

Но я готовился к беседам очень добросовестно и основательно. Самому было интересно. Хотелось узнать побольше, чтобы отвечать на все вопросы: слушали-то очень внимательно, даже дети. Я стал постоянным посетителем читальных залов. Прочитал массу специальной политической литературы, переворошил гору подшивок газет, регулярно консультировался на семинарах и в Москворецком райкоме комсомола, брал на дом все, что могло помочь в беседах. Словом, заинтересовался всерьез и относился к подготовке по-деловому, по-взрослому. Считал, что мне уже пятнадцать.

Мы с однокашниками так увлеклись своей просветительской деятельностью, что забывали о времени, а его не хватало. Старались друг перед другом, обменивались опытом. Каждому хотелось дать своим подшефным максимум полезного и интересного. События же тех лет сменялись, как в калейдоскопе. И все были впечатляющими, запоминающимися на долгие годы: фашисты готовили вторую мировую войну.

Завершилась наша деятельность агитаторов-пропагандистов 12 декабря — днем выборов в Верховный Совет СССР. В этот день мы все дежурили в школе, ставшей избирательным участком. С шести утра возились с ребятишками в детской комнате, специально оборудованной в одном из классов. Выезжали к больным избирателям, бегали по квартирам, напоминая тем, кто очень задерживался, или выясняли причины и докладывали в избирательную комиссию об отсутствующих. И, конечно, торжественно, с цветами, встречали первых избирателей. Была музыка, много света.

Выборы прошли. Но долго еще встречавшиеся жители «наших» квартир приглашали заходить, продолжать наши рассказы. И мы ходили.

Объявили нам тогда благодарности по школе, наградили грамотами Москворецкого райкома комсомола. И как дорогая память хранится в моем семейном альбоме фотография, сделанная однокашником Васей Куняевым. На ней запечатлена одна из моих бесед с избирателями: я с газетой в руках, внимательно слушающие люди, та тетя Дуся с ребенком на руках.

В январе 1938-го комсомольское собрание школы по рекомендации школьного комитета ВЛКСМ, учитывая нашу работу с избирателями как первое комсомольское поручение, выполненное отлично, в порядке исключения приняло нас досрочно в ряды Ленинского союза молодежи. Это было почетно: в комсомол в то время по Уставу принимали только достигших шестнадцати лет. А первого февраля в Москворецком райкоме комсомола восемь мальчишек и девчонок 8-го «б» класса 545-й школы сидели затаив дыхание. Волновались безмерно. Подбадривали друг друга, а у каждого на душе скребли кошки: вдруг не отвечу на вопросы ...

Открылась дверь, и молодая, очень строгая на вид девушка объявила: «Заходи, Володя Мысин». Мои спутники разом с облегчением вздохнули: не они! А я шагнул в растворенную дверь, в большую комнату, где заседало бюро райкома ... Всех нас приняли в члены ВЛКСМ, утвердив решение комсомольского собрания школы.

Почти пятьдесят лет прошло с той поры. А не забудешь! Вот такие воспоминания навеял XX съезд ВЛКСМ.

 

00 Ш600 ЧБ2 а5