00 Ш600 ЧБ2 а5                                                                                       

 

НАШЕЙ    ШКОЛЕ   5   ЛЕТ !

дляМС100_031.jpg

 

дляМС100_01.jpgПролетарии всех стран, соединяйтесь!

БОЛЬШЕВИСТСКИЙ НАТИСК

XVII ГОД ИЗДАНИЯ

ОРГАН ПАРТКОМА ВКП(б), ФАБКОМА И ФАБРИКОУПРАВЛЕНИЯ ф-ки ГОЗНАК

4 ЯНВАРЯ 1941 г. суббота

№ 2 (953)

 

Сегодня подшефная 545 школа празднует свой пятилетний юбилей

 

 

БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ПРИВЕТ УЧИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ 545 ШКОЛЫ

В ДЕНЬ ЕЕ ПЯТИЛЕТИЯ!

 

ШКОЛА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ

Пять лет назад по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Москве было построено 72 средних школы. Одной из этих строек была и наша 545 средняя школа (бывшая 50-я школа  ЛОНО).

Капиталистический мир диву дивуется, что это за темпы строительства в стране социализма.

В 1935 году в одной только Москве построено 72 школы, а в 1936 году еще 150 школ.

В своих записях при посещении школы один из иностранцев пишет:

«Впечатление, которое я получил от этой школы, совершенно неожиданное. После всего мною виденного, я вынес впечатление, что дети всесторонне развиты. Например: виденные мною работы по математике были очень хорошо выполнены. Также урок пения произвел очень приятное впечатление. Советские школы пример для всех стран мира по организации и оборудованию и т. д.» (Муз. критик и профессор консерватории Гуго Ван Дален (Гаага).

Место, где теперь построена 545 школа, было изрыто глубокими карьерами, откуда строительные организации брали песок для строек. И вот осенью 1934 года на этом пустыре появились строители Ленстройтреста, и работа закипела. Пустырь ожил.

Еще в период строительства фабрика Гознак была прикреплена к стройке как шеф, и эту задачу коллектив фабрики с честью выполнил: школа-красавица в августе была досрочно сдана в эксплуатацию.

Организаторами и творцами новых традиций в школе были прекрасные педагоги: Нечаева П. М., Макшанова Е. А., Кашляев М. В., Агранович И. Л., Снежкина А. Г., Прийменко А. Н., Воскресенская О. А., Богданова А. С., Чумакова Н. С., Драгоманова Е. А., Горелышева Л. И., Гуськова К. Г., Борисенко Е. И., Москалева К. Ш. и Лозинская В. Н.

Всех работников школы было 132 человека. Одних учителей насчитывалось девяносто человек. Школе нужно было принять 58 классов с общим количеством учащихся 2400 человек.

Для всего коллектива школы и шефа — фабрики Гознак — открытие красавицы-школы явилось большим торжеством.

С первого дня в школе был введен строгий большевистский порядок и четкие единые требования к учащимся.

Вся учебно-воспитательная работа проходила на высоком идейно-политическом уровне. Урок был основной формой борьбы за высокое качество учебно-воспитательной работы школы. Обмен опытом среди коллектива, методическая направленность, соревнование, критика, самокритика — были основой в работе коллектива.

Коллективный творческий труд учителей и учащихся особенно ярко проявлялся в период организации и проведения больших политических кампаний, литературных вечеров, каникул, концертов, пионерских костров и т. д. и т. п. Здесь проявились организаторские способности и музыкально-художественные таланты наших питомцев, а душой их был наш преподаватель рисования А. Н. Прийменко, — оформитель и творец всех наших вечеров, и его ближайший помощник Унанов Юра — старший пионервожатый.

Школа с первых дней создала крепкий родительский актив, который, не жалея сил и времени, целиком отдавался творческой работе в школе: репетиторские занятия, внешкольная работа, детское питание, санитарно-оздоровительная работа всегда находили живой отклик у родителей; такие активисты как В. В. Богданова, Федотова, 3. И. Куликова и другие являются примером для всех родителей.

По итогам первого 1935/1936 учебного года школа выдвинулась на одно из первых мест в районе, а за первое полугодие 1936/1937 учебного года получила переходящее Красное знамя района.

Это знамя школа крепко держала 3,5 года.

Основная часть выпускников учится в вузах столицы, часть в военных академиях, последние два выпуска ребят призваны в ряды РККА.

За помощь в деле коммунистического воспитания нашей молодежи и обеспечения школы необходимым оборудованием в эту замечательную дату пятилетия школы — я приношу глубокую благодарность всему коллективу фабрики Гознак. Скромные труды таких рабочих, техников, инженеров, как Кочан, Вуколов, Керимов, Федотова очень высоко ценятся коллективом учителей и учащихся.

За пять лет существования школы ее посетили Мария Ильинична Ульянова, Никита Сергеевич Хрущев, Николай Александрович Булганин, Герой Советского Союза т. Кренкель, пулеметчица дивизии Чапаева — Попова, члены ЦК ВКП(б) Грузии и ряд других знатных людей нашей родины.

545 средняя школа в 1938/1939 уч. году была представлена на международной выставке в Нью-Йорке. Школу посетили десятки иностранных делегаций.

В дальнейшем, и в частности в новом 1941 году, учителей, учащихся, родителей и шефов это обязывает работать так, чтобы каждый с гордостью мог сказать словами Владимира Маяковского

„Радуюсь я,

это

мой труд

Вливается

в труд

моей республики".

 Директор школы А. К. САВЕНКО.

дляМС100_032.jpg Преподавательский коллектив 545 школы, работающий в школе со дня основания. Сидят слева: Макшанова Е. А., Нечаева П. М. - заведующая учебной частью, Савенко А. К. -директор школы, Гуськова К. Г. - председатель месткома, Снежкина А. Г., Пашковская А. П. Стоят слова: Борисенко Е. И., Прийменко А. Н., Воскресенская О. А., Агранович И. Л., Чумакова Н. С., Драгоманова Е. А., Сагалова Е. Р., Енгалычева С. В., Унанов Ю. М. и Богданова А. С.

ОНИ ВЫСОКО ДЕРЖАТ ЧЕСТЬ СВОЕЙ ШКОЛЫ

Ривкина Мара

Мара Ривкина - кто ее не знает в школе. Она отличница уже давно. Это для нее обычный стиль работы. И отличница не только в учебе. Мара — прекрасный товарищ, который не находит себе места, если в классе имеются неполадки, если у ее товарищей плохие отметки. Ривкина всегда старается помочь всем, чем только может, и, вполне понятно, что ее любят и уважают и в классе и в школе.

Серьезно относится Мара и к общественной работе и всегда успешно проводит все порученные ей мероприятия.

дляМС100_042.jpg   Смилянская Ира

Смилянская Ира учится в 8 классе «Б». Шестой год учится Ира в 545-й школе.    Каждый год школа за   хорошую работу отмечает ее похвальной грамотой. В классе она всегда сосредоточена.

Ира тщательно выполняет и домашние задания. Довольно часто   Ира  проявляет желание углубить ту или    иную    тему, пользуясь    дополнительной    литературой.

 К общественной жизни она всегда проявляет большой интерес. Каждый год она несет с полной ответственностью общественную работу.  В прошлом году Ира была членом учкома, в более младших классах — классным организатором, вожаком звена. Если товарищ обратится за помощью к Ире, отказа не будет. В 1939 году Ира стала проявлять интерес к музыке. Кроме музыки Ира изучает немецкий язык.

При таких наполненных богатым содержанием днях, Ира успевает читать, посещать театр, концерты, имея два абонемента в консерваторию.

дляМС100_043.jpgЛеля Твердовская

Среди других отличников учебы 4-го класса «В» особо выделяется Твердовская Леля.

Твердовская Леля при хороших способностях отличается усидчивостью,   внимательностью и аккуратностью. Все работы   как  классные, так и домашние Твердовская  выполняет безукоризненно.   Она строго    следит   за своим развитием, читает много книг как по литературе, так  и по специальным предметам, а потому ее знания и ответы по истории, географии, естествознанию   всегда   полны и исчерпывающи.   Леля — хорошая  общественница, она принимает большое участие в пионерской работе. К  товарищам  Леля чутка и внимательна.   Она   охотно делится с ними своими знаниями и помогает отстающим.

дляМС100_041.jpgСлава Кофанов

Слава Кофанов — отличник 5-го класса «А». С первого дня поступления в школу Слава учится прекрасно. На протяжении четырех лет не было случая, чтобы он не выполнил заданий, или выполнил кое-как ту или иную работу — он всегда стремился к углубленной работе. Слава активно участвует в общественной жизни школы, в данное время он классный организатор. Дисциплина всегда отличная. Слава крепко борется за честь своего класса.

 

 

ПЯТЬ ЛЕТ НА ПОСТУ ДИРЕКТОРА

Семь лет назад на пустыре, примыкавшем к рынку, был заложен первый камень здания нашей школы, а в 1935 году летом были закончены последние строительные работы.

Кого поставить доверенным лицом, полновластным руководителем, которому партия, правительство, народ поручают большое, важное государственное дело — направлять деятельность педагогического коллектива, их работу по обучению и воспитанию детворы? Пост директора школы - высокий и ответственный пост. В отделе народного образования Ленинского района хорошо знали директора 31-й школы т. Савенко Андрея Кондратьевича, знали, что он обладает высоким чувством ответственности за порученное дело, отличается большой проницательностью, твердостью воли, настойчивостью в достижении цели. И в ноябре 1934 года т. Савенко получил назначение на пост директора одной из школ - новостроек — школы № 50 Ленинского района, переименованной в 1937 году в школу № 545 Москворецкого района.

Одним из самых главных достоинств директора Савенко является последовательность и принципиальность. Свой энтузиазм т. Савенко перенес на всех педагогов.

В работе т. Савенко очень требователен и к себе, и к учителям, и к учащимся, и для всех вошло в привычку быстро исполнять его распоряжения. Тов. Савенко очень чутко прислушивается к голосу коллектива учителей и учащихся, всегда поддерживает инициативу каждого работника, тем самым развивая творческую мысль педагогов. Своих сил для школы он не жалеет, как товарищ, он очень чуткий. Если из членов коллектива кто-либо заболел или остро дляМС100_051.jpgнуждается в помощи, т. Савенко добьется в любых организациях оказания помощи этому товарищу.

Борьба тов. Савенко за внедрение чувства ответственности среди учащихся за социалистическое соревнование так глубока и систематична, что при малейшем нарушении уже встает у ученика чувство ответственности перед классом, школой и директором.

Борьба за внедрение культуры абсолютно во всем и у всех работников, учащихся привита директором школы.

 

За обсуждением итогов работы школы за неделю. Слева: тт. Нечаева П. М., Савенко А. К., Агранович И. Л.

При виде директора учащиеся невольно оглядывают себя: застегнут ли воротник, чистые ли руки, ботинки. Не только о развитии внутренней культуры ученика, но и о внешней неустанно заботится А. К. Савенко.

Все, прошедшие с т. Савенко пятилетний путь школы, могут сказать, что он высоко держит честь школы и является ее полноценным руководителем.

П. НЕЧ.

ЗА ВЫСОКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

Важнейшая задача комсомола в школе — это добиться 100-проц. успеваемости учащихся. Комсомольцы нашей школы понимают это и активно борются с теми учениками, которые получают плохие отметки. Например, комсомольская группа 9 класса «А», групорг Ривкина Мара. Эта группа, несмотря на свою малочисленность, имеет большой авторитет в классе, и этот авторитет группа вполне заслужила. Если кто-нибудь в классе получает плохую .отметку, то комсомольская группа сейчас же на это реагирует. Комсомольцы выясняют причину получения плохой отметки, и если надо, то всегда оказывают помощь. Большую роль в повышении успеваемости играет социалистическое соревнование. Наша школа соревнуется с школой № 577. Основным пунктом в этом договоре — добиться 100-проц. успеваемости. Кроме того, заключены социалистические договоры между отдельными классами. Так, например,

9 класс «Б» нашей школы соревнуется с 9 классом «А» школы  № 577. Выполнение договора регулярно проверяется, происходит  обмен опытом работы учащихся.

Уже несколько лет в школе работают группы взаимопомощи. В них занимаются ребята, которые почему-либо не поняли заданного урока. Ведут эти группы ученики-отличники. Примером может служить ученица 10 класса «А», комсомолка   Наташа Бакай. Наташа ведет группу взаимопомощи по химии. Она со всей серьезностью относится к этой обязанности. В дни, когда по химии задают особенно трудный урок, Наташа занимается с отстающими не только в школе, но и дома. И эти занятия дали прекрасный результат: ученики 10 масса «А» имеют 100-проц. успеваемость по химии.

В нашей комсомольской организация есть ребята, которые отлично учатся и активно участвуют в общественной жизни. Например, комсомольцы Величко, Ривкина. Учащийся 10 класса «В» Евгений Величко окончил I четверть круглым отличником. Но это ему нисколько не мешает быть и активным общественником. Евгений является членом комитета ВЛКСМ школы и всегда отлично выполняет все порученные задания. Мара Ривкина учится в 9 классе «А». Все годы Мара была в числе лучших учеников класса, то же самое и в этом году. Имея большую общественную работу (член учкома и групорг), она хорошо справляется с ней, продолжая учиться на «отлично».

Недавно в школе состоялось общее комсомольское собрание. На нем ребята обсуждали итоги своей работы в I четверти. Собрание вынесло резолюцию, в которой отмечено, что во II  четверти школа должна добиться 100-проц. успеваемости. Борьбу за высокую успеваемость должен возглавить комсомол. Собрание постановило: еще шире развернуть социалистическое соревнование внутри школы, усилить работу групп взаимопомощи. Я думаю, что к новому году это решение будет целиком выполнено.

М. КУЗНЕЦОВ—секретарь комитета ВЛКСМ.

В КРЕМЛЕ

Вот уже прошло пять лет с того момента, когда я провела свой первый урок в школе № 545. Эти годы оставили в моем сознании много памятных и радостных дней, но самым волнующим и замечательным днем, не только связанным с этой школой, но и со всей моей жизнью, является день 19 января 1938 года. В этот день я видела Сталина. Накануне в школу позвонили из райкома партии и сообщили, что я вхожу в состав делегации, которая будет приветствовать I сессию Верховного Совета СССР.

Сначала я подумала, что ослышалась. Переспросила. Мне ясно повторили, что да, я буду в Кремле.

Откровенно скажу: ночь спала плохо. Ранним утром 19 января была уже в МК ВКП(б). Пришла первая. Скоро подошли остальные и мы отправились в Кремль. Когда очутились по ту сторону стены, меня неожиданно охватило волнение и какой-то необыкновенный трепет. Наконец, руководитель об'явил, что сейчас войдем в зал, где заседает I сессия. Вошли. Я совершенно забыла, зачем пришла: глаза искали того, чье имя произносится на всех языках, как символ счастья и радости. Глаза искали Сталина.

Иосиф Виссарионович сидел у стены и приветливо улыбался нам. Эту сталинскую улыбку, весь простой и скромный облик вождя я сохранила в своей памяти на всю жизнь. А как ждали меня мои ученики, какими горящими и радостными глазенками смотрели они на меня, когда я рассказывала им об этой замечательной встрече !

Педагог СНЕЖКИНА.

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

В 1935 году Нечаева Полина Михайловна работала преподавателем математики в бывшей школе № 31 ЛОНО. В мае она была утверждена в должности заведующей учебной частью нашей школы. В школах шла горячая пора испытаний, но Полина Михайловна, пользуясь каждой свободной минуткой, бежала в школу-новостройку, которая в это время находилась еще в периоде стройки.

Вместе с другими членами коллектива школы, она тщательно, по-хозяйски следила за работой строителей и намечала план своей работы по подготовке школы к началу учебного года. Как только закончились испытания, Полина Михайловна, забыв что у нее наступил двухмесячный отпуск, с каким-то необычайным энтузиазмом ушла в работу.

В первую очередь она занялась обеспечением школы учебными пособиями.

Уже в июле в отделанных классах школы появились ящики с реактивами, химической посудой, приборами для кабинетов, появились таблицы, глобусы и т. п. Помню такой случай. В Москве в магазинах не было глобусов, а Полина Михайловна от кого-то узнала, что в Загорске они есть. В ближайший же выходной день она сама поехала в Загорск, купила несколько штук глобусов и с большим трудом довезла их до школы. На следующий день Полина Михайловна послала в Загорск товарищей за новой партией глобусов.

В результате работы Полины Михайловны, к началу учебного года наша школа была обеспечена всеми учебными пособиями не хуже, чем старые школы.

С июля началась работа по комплектованию школы учащимися. 28, 29 и 31 августа классные руководители провели беседы с учащимися о правилах внутреннего распорядка в школе и познакомили будущих своих питомцев со школой и расписанием уроков.

Вся работа проводилась по заранее намеченному плану. Полина Михайловна не упускала из своего поля зрения ни одной мелочи, которая могла бы плохо отразиться на работе школы.

Полина Михайловна в последнюю неделю перед началом занятий мобилизовала весь еще разрозненный коллектив, воодушевила его своим энтузиазмом. Учителя, которые работают в школе с первого года, с восторгом вспоминают эти горячие дни, которые как-то сразу сплотили всех работников в один дружный коллектив, готовый к трудной и большой работе в школе-новостройке.

Полина Михайловна была душой этого коллектива. Она близко подошла к каждому работнику, и, обладая большой чуткостью, сразу нашла подход к каждому из нас. Одного похвалит, другого спросит что-нибудь по его личному делу, третьего поругает, четвертому сделает вскользь замечание. Коллектив чувствовал не только постоянный контроль, но и постоянную заботу о себе.

У Полины Михайловны как у администратора есть замечательное качество: она зорко следит за настроением коллектива, прислушивается к мнению отдельных работников по вопросам работы школы.

Она умеет открыто признавать свои ошибки и сейчас же исправлять их.

Почти два года Полина Михайловна работала в РОНО Москворецкого района.

В этом учебном году она опять вернулась в нашу школу.

ЧУМАКОВА

РАДОСТНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДНИ В ШКОЛЕ

Когда я оглядываюсь на пройденный пятилетний путь работы в школе, то вновь переживаю все радости и трудности, которые мы пережили. В школе было много памятных дней, но особенно приятно и тепло вспоминаются первые месяцы работы, когда наш маленький коллектив готовил школу к открытию. Это было в сентябре 1935 года. На глазах у нас из груды щебня и лесов вырастала красавица-школа. Мы дружно стремились оборудовать ее всем необходимым, чтобы создать лучшие условия педагогам для работы и учащимся для учёбы.

Я помню, как во время разборки ящиков с приборами и оборудованием, нашу школу посетил какой-то представитель из Франции. Он был поражен красотой школы и богатством оборудования и задал вопрос: «Конечно, эта школа для аристократов», а мы просто ответили этому французу, что в школе будут заниматься дети  рабочих   и   служащих  нашего района.

Работали мы радостно и дружно, стремясь к единой цели, чтобы в нашей школе не было ни одного неуспевающего ученика. Районный совет хорошую работу школы отметил вручением переходящего Красного знамени. В тот день мы все присутствовали на заседании Районного совета. Все учителя стояли на эстраде, когда Красное знамя перешло в руки директора школы. Чувство большой гордости охватило всех нас от восторженного, радостного получения заслуженной награды за наш труд.

Я дала себе тогда же слово — все свои силы, все знания и умение приложить к тому, чтобы всегда выполнять задание данное нам партией и нашим любимым вождем товарищем Сталиным: «Не иметь неуспевающих учеников», и, у меня достаточно сил для выполнения этого обещания.

Е. ДРАГОМАНОВА.

ВПЕРЕДИ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Комитет ВЛКСМ поручил мне большую и ответственную работу пионервожатой в нашей подшефной школе.

Я с большим волнением ждала того момента, когда встречусь с ребятами.

Прежде всего я познакомилась с классным руководителем и с активом класса. Из этой беседы я вынесла ясное представление о каждом ученике. Моя первая встреча с отрядом произошла на уроке географии. Многие ребята не заметили моего присутствия и вели себя развязно.

Я поняла, что прежде всего придется взяться за укрепление дисциплины в классе.

В перемену меня окружили пионеры и наперебой стали рассказывать о своих пионерских делах.

После уроков я провела с отрядом первый сбор, на котором поставила перед ребятами ряд вопросов об укреплении дисциплины в классе и о повышении качества учебы.

Со дня сбора прошло около 2-х месяцев. Сегодня я с удовольствием отмечаю, что дисциплина в классе стала намного выше, повысилась и успеваемость. Но мне еще предстоит проделать большую работу с отрядом, и в день пятилетия школы я заверяю комсомольские организации фабрики и школы, что оказанное мне доверие я оправдаю.

О. ЩУПЛОВА.

ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА

Три года назад шумная толпа юношей и девушек вышла из двора школы и направилась гулять по ночной Москве. Это была последняя совместная прогулка только-что окончивших десятилетку. Это была последняя ночь детства. Завтрашнее утро— утро «взрослых людей».

Мальчики разговаривали   нарочито громко, старались говорить обязательно басом, держали себя «солидно» и даже курили в открытую: им теперь нечего было «бояться» хмурого взгляда из-под очков Андрея Кондратьевича и укоризненного покачивания головой Исаака Львовича.

Далеко за полночь раздавались их веселые голоса на улицах спящей Москвы. В эту ночь в последний раз были высказаны друг другу мечты о будущем. Аник Дворкин заявил о желании попасть в Военно-воздушную академию имени Жуковского, две неразлучные подруги - Лена   Блиох   и  Мэри Шушковская сообщили о желании стать литературными работниками, Лина Жирова с жаром доказывала превосходство профессии врача, Коля Смыслов возражал ей и в свою очередь вдохновенно говорил о радио, Вася Смыслов, ухмыляясь, слушал их и думал об авиастроении, а я, стараясь перекрыть их голоса, надрывая глотку, доказывал им всем вместе взятым, что лучшей области, чем искусство актера, нет.

Это были мечты юности, лучшей поры жизни каждого.

Мечты всех сбылись: каждый пошел по пути, который он сам себе избрал.

Три года отделяют меня от этого дня. Я учусь на III курсе Московского городского театрального училища. Мечта сбылась: я учусь, я работаю в театре. Часто за эти три года мысленно возвращаешься в школу, думаешь о том, что она дала, что она во мне воспитала.

Прежде всего, школа и комсомол сумели поставить меня на путь организованности и дисциплины. Это качество теперь необходимо мне, ибо без этого качества я не смог бы работать в театре. «Служение муз не терпит суеты» (Пушкин).

Это качество мне пришла школа и лично М. А. Завидович, Р. Г. Резников (комсорги) и, прежде всего, и больше всего — Евгения Александровна Драгоманова — мой классный руководитель. Она была для каждого из нас второй матерью, умеющей и прощать наши проступки и строго наказать, когда это нужно. Она могла быть бесконечно доброй и ласковой, но когда нужно – и необычайно строгой, неумолимой, требовательной. Вместе с ней мы прошли путь от самого разнузданного класса в школе до передового, ведущего класса, задающего тон всей школе.

Второй путь, на который меня направила школа — это трудоспособность, уменье преодолевать трудности. Здесь хочется сказать спасибо Исааку Львовичу Аграновичу. Только его энергия, его воля, его требовательность смогли меня, не любившего математику, заставить работать по этому предмету и преодолеть трудности.

Мне хочется сегодня, в день пятилетия школы, сказать следующее: «Спасибо, товарищи-педагоги, за те замечательные качества, которые вы воспитали в нас!»

Д. МАСАНОВ.

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ

Время в институте летит необыкновенно быстро. Каждая лекция открывает много нового и волнующе интересного. Но, учась в вузе, я всегда вспоминаю школу. Кажется, совсем недавно маленькой девочкой я заняла место за партой. А ведь прошло пять лет. В школу я поступила со дня ее открытия в 7-й класс. Помню первые годы существования школы, тогда в школе создавались и росли ученические организации, росла и комсомольская организация. В школу в 1935 году пришло всего несколько комсомольцев; когда в начале 1936 года меня принимали в комсомол, все члены ВЛКСМ помещались в комнате комсорга (теперь военный кабинет), а когда я уходила из школы, комсомольская организация уже насчитывала 180 человек.

С 1936 года начали работать и ученические организации — учком и старостат; с первых же дней существования школы была проведена большая работа по организации социалистического соревнования. Много сделал в этой области наш первый комсорг Михаил Адамович Завилович. Первый старостат и учком провели большую работу по борьбе с нарушителями дисциплины и по развертыванию социалистического соревнования (Можайский, Носков). Много помогала в этом и наша знаменитая радиогазета «Бомба», которая, благодаря Саше Строганову, Фигнеру, Горбаткину и др., была живой, интересной и злободневной.

Много трудов затратили на подготовку вечеров, которые были очень хорошими, а их было не мало (памяти Пушкина, первомайские, октябрьские, окончание учебного года, литературные и другие).

дляМС100_081.jpgОформление школы и подготовка вечеров вызывали всегда среди  ребят большой под'ем и необычайное оживление. Старались сделать так, чтобы

было как можно лучше. Работали, не считаясь со временем.

Еще в третьем классе я избрала профессию врача. Моя мечта осуществляется — я учусь в медицинском институте, очень довольна выбором специальности, с каждым днем заниматься все интереснее, но я очень жалею, что моя специальность пока не требует больших познаний в математике, именно пока, а мои товарищи, которым пришлось встретиться с ней и при поступлении в вуз и на институтской скамье, с благодарностью вспоминают Исаака Львовича Аграновича. Из школьных предметов мне очень пригодились химия и история, ибо основы марксизма-ленинизма — предмет, который необходимо знать каждому советскому гражданину. По сложившейся традиции Евгения Александровна Драгоманова была обязательно руководителем 10 классов, и для выпускников она была не только преподавателем, но и старшим товарищем, с которым можно поговорить обо всем, который всегда помогает в решении трудного вопроса. И сейчас студенты, ее бывшие ученики, приходят к ней поделиться своими горестями и радостями.

И. ПОПОВА.

ПИСЬМО КРАСНОАРМЕЙЦА

Здравствуйте, дорогие товарищи!

Шлю вам из рядов нашей славной Красной Армии горячий красноармейский привет.

Прошло уже 13 месяцев, как я и мои товарищи стали воинами Красной Армии, защитниками нашей родины. Тогда, на прощальном вечере, от лица всех нас, я дал обещание быть отличником боевой и политической   подготовки. Сейчас, я и мои товарищи находимся в различных уголках нашей необ'ятной страны, мы твердо выполняем взятое обещание. Некоторые из нас уже младшие командиры. Это — Харламов — разведчик - звукометрист, Толмацкий — авиаспециалист. Другие готовятся стать командирами. Это — Кутьин, Герасимов, Бондарев. Они учатся в полковых школах и училищах.

Лично мне на-днях должны присвоить новое звание — ефрейтора Красной Армии. Но где бы я ни находился, я всегда с большой теплотой и любовью вспоминаю нашу прекрасную школу и счастливые годы, проведенные в ней.

С благодарностью вспоминаю наших лучших преподавателей — Исаака Львовича Агранович, Евгению Александровну Драгоманову, Дину Моисеевну Гутнер и других. Они много силы и энергии потратили на то, чтобы воспитать из нас настоящих советских граждан.

Уважаемые товарищи, я поздравляю школу с исполняющимся ее пятилетием и желаю дальнейших успехов в деле коммунистического воспитания нашей молодежи.

Я призываю учащихся нашей школы учиться еще лучше, упорно овладевать знанием, чтобы быть полезными нашей родине, а в нужную минуту стать защитниками ее границ.

Леонид ГРАЕВСКИЙ — ученик бывшего 10 класса «Б» 545 школы.

ЛЮБИМЫЕ ПЕДАГОГИ

Три года прошло с тех пор, как я закончил школу № 545. Однако, память о годах, проведенных в ее стенах, о многих замечательных педагогах, сохранится навсегда. И спустя три года, мы, уже взрослые люди, часто приходим в школу, чтобы поделиться своими успехами, радостями, горестями с педагогами, оставшимися для нас старшими и очень близкими товарищами. И всегда получаем от них ясный, вполне удовлетворяющий ответ на все волнующие вопросы. Такими педагогами-товарищами прежде всего являются Исаак Львович Агранович и Евгения Александровна Драгоманова. В каждого из нас они вложили огромное количество педагогического труда, не пропавшего даром; они заслуженно пользуются уважением, и вспоминаем мы о них с глубокой благодарностью.

Школа с ее педагогами и комсомольская организация — вот мои воспитатели, мои наставники. То, что в в ВУЗ'е я учусь отлично и партия и правительство удостоили меня такой высокой чести, как сталинская стипендия; то, что в этом году меня приняли в члены ВКП(б), — всем этим я обязан замечательной школе № 545.

Ребята! Мне хочется оказать вам несколько слов, чтобы вы навсегда их запошили: любите и уважайте своих педагогов, полностью берите знания, которые они вам дают, и помните, что каждая отличная отметка, полученная вами, благотворно скажется в вашей дальнейшей жизни. Тот, кто отлично учится в школе, наверняка будет показывать замечательные образцы работы на производстве, будет настоящим гражданином нашей великой родины.

Арнольд ВОЛЬПЕ.

дляМС100_082.jpgОТЛИЧНО УЧИТЬСЯ И ЖИТЬ

Я учился в школе № 545 со дня ее открытия. Многое можно вспомнить о днях, проведенных в стенах школы, о преподавателях и их большой учебно-воспитательной работе. Мне хотелось бы отметить в первую очередь таких прекрасных педагогов, как Евгения Александровна Драгоманова и Исаак Львович Агранович. Они умели так поставить свой предмет, что знания по этим дисциплинам являются сейчас самыми прочными.

Нельзя не вспомнить также преподавателя географии т. Кашляева и преподавателя литературы А. Е. Лозового.

В день пятилетия школы я хочу пожелать преподавательскому коллективу и директору школы Андрею Кондратьевичу Савенко еще больших успехов в деле воспитания кадров молодой советской интеллигенции, а мы, бывшие их питомцы, будем высоко держать честь школы в своей повседневной жизни и работе.

Василий СМЫСЛОВ.

 

 

Группа отличников учебы.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Василий Смыслов является гордостью школы — круглый отличник на протяжении всех лет учебы, он и в институте является отличником. В этом году во Всесоюзном шахматном турнире он занял третье место. Смыслов является чемпионом Москвы по шахматам.

 

По инициативе учащихся старших классов тт. Строганова, Фигнер и Горбаткина в школе три года тому назад стала выходить радио-газета „Бомба". Эта газета метко подмечает и вскрывает недостатки повседневной школьной жизни. Газета высмеивает лодырей и лентяев. Так в первом выстреле „Бомбы" диктор об'явил «Все бузотеры, пустозвоны — к нам в „Бомбу" будут попадать».

Внимание! Внимание! Внимание!

У микрофона школьная радиогазета „Бомба".

Выстрел 1-й.

Слушайте, слушайте, слушайте!

Ребята!

Наша радио-газета „Бомба" после двухлетнего перерыва возобновляет свою работу. Газета будет касаться всех вопросов школьной жизни. „Бомба" будет бомбить в пух и прах всех лодырей и лентяев. Пишите в „Бомбу" обо всем, что творится в вашем классе.

И снова вот у микрофона

Газета „Бомба". И опять

Все бузотеры, пустозвоны —

К нам в „Бомбу" будут попадать.

ДВЕ ИСТОРИИ С ЗУБАМИ

Первая произошла не так уже давно в 8 классе «А». «Булгаков, идите отвечать»—сказала Евгения Карловна, глядя на неловко топтавшегося на месте ученика. Он идет к столу и начинает (что бы вы думали: отвечать урок? Нет) печальную повесть о том, как у него болели зубы, как он ходил к врачу на зубной почве и, наконец, что урока он не успел выучить. «Бомба» полностью присоединяется к мнению Евгении Карловны: «У Булгакова скоро вообще не будет во рту зубов, и, наверное, языка». А чтобы сие не произошло, нужно... Ну, а что нужно — все догадались.

* *

Вторая история. В ней опять завешан немецкий язык. Опять (на этот раз в 8 классе «Б») вызвали Модорову. Модорова перед этим бодро я весело прохаживалась по коридору, внезапно ощутила необычайную зубную боль. «Вот зубы всегда выручают», — подумала Модорова и еле слышным голосом прошамкала, что не может отвечать: «Жубы...» — дала понять она. После же урока зубы прошли и Модорова выразила бурное желание итти в кино.

Все знают, что этому случаю есть одно название — симуляция.

ДВАДЦАТЬ ПАР СЛОВ О ДЕЖУРСТВЕ

«Урок окончен. Прослушайте дежурство: завтра дежурит 9-й класс «А». Классный организатор Иванова...» — вещает радио накануне того знаменательного дня, когда должен дежурить 9 класс «А». На следующий день стрелка школьных часов ползет мимо цифр 1 час 50 минут; 2 часа; 2 ч. 05 м., 2 ч. 10 м., 2 ч. 17 м. Стрелка себе ползет, а на постах дежурных нет. В 2 ч. 20 м. замечаем уже идущих на уроки Кузнецова, Ретюнского, Заварскую, которые глубокомысленно чешут затылки. Это они вспомнили — «Ох, вот запамятовал: ведь мы сегодня, вроде, дежурные». Но поздно, звонок на урок. После окончания урока все так же неохотно идут на посты. «Зачем идти мне дежурить, собственно говоря, когда у меня есть что почитать», — спрашивает себя Ретюнский. Баварская, видите ли, была очень занята утром и не успела выучить историю. В спешном порядке зубрится история. Где уж там до дежурства. Незабвенные Галя Толстых и Бенита Окунь убивают сразу двух зайцев: греются у батареи и болтают о разных пустяках.

А как другие относятся к дежурству? Почти так же. Так относиться к дежурству нельзя. Дежурный класс должен следить за порядком в школе во время перемен.

«Бомба» говорит не только 9-му классу «А», но и многим другим: «Запомните, друзья, дежурство — не пустяк».

О ЧЕСТНОСТИ

1-й  Здорово, Калинкин!

2-й  Ступай себе мимо.

1-й  Уж больно ты грозен, как я погляжу.

Откуда чертежик?

2-й  Абрама, вестимо.

Он, видишь ли,  чертит, а я подношу.

То в классе зашел разговор меж

друзьями,

 Добыть как скорее чертеж.

Калинкин сказал:

2-й  Это делают быстро —

Достанешь с отметкой чертеж,

Подрежешь, подпишешь, и ловко

и чисто,

И снова учителю   ты подаешь.

Ребята,

А сколько Калинкиных в классах

у вас,

Фамилии их всем вам известны,

 Так скажем им твердо все вместе

сейчас:

«Не забывайте про честность».

ОДНО ЗАНЯТИЕ

Мы однажды решили посмотреть, как проходят занятия группы взаимопомощи в 8 классе «А». Узнали день, на который назначено занятие, и пошли. Не успели мы войти в класс, как услышали примерно такую бессмыслицу: «Н2О, соединяясь с Н2SО», образует подобные треугольники, которые равняются квадрату первого числа, и эту заметку нужно поместить здесь...», и что-то в этом духе.

Оказывается, здесь в один день, в одно время занимались сразу по химии, физике, алгебре, геометрии, и тут же редколлегия выпускала газету.

Конечно, пользы от такого занятия не было и не будет.

«Бомбе» остается посоветовать устраивать занятия группы взаимопомощи в разные дни. Только тогда эти занятия принесут действительную пользу.

Об успеваемости в 9 классах

Не секрет, что многие ученики нашей школы получают плохие отметки. Особенно плохая успеваемость в девятых классах. Здесь на каждого ученика, в среднем, приходится по одной плохой отметке, а на некоторых, некстати старательных, по две, а то и три. Отношение к учебе исключительно легкомысленное.

ВСЕ ХОРОШО

Все хорошо у нас в девятых классах,

Дела идут, и жизнь легка.

По два, по три  хватают  «плохо»

разом,

По одному — наверняка.

Несутся «плохо» роем грязным,

С учебой прахом все пошло.

А в остальном, во всех девятых классах —

Все хорошо. Все хорошо.

Тогда, когда об этих классах писала «Бомба», дело действительно обстояло плохо. Сейчас же девятые классы являются ведущими.

ДВА ДРУГА

(Популярная песенка на школьные темы)

Учились два друга в школе у нас.

Пой песню, пой.

Если один из друзей бузил,

Ему помогал другой;

И весело жили эти друзья.

Пой песню, пой.

Один из них член учкома был,

Был комсомольцем другой.

Однажды скучали без дела они.

Пой песню, пой.

Один из них поразвлечься  решил,

Его поддержал другой.

По коридору шли малыши.

Пой песню, пой.

«Это мне нравится» —

Молвил один.—

«И мне» — отвечал другой.

С воинственным видом хватают

ребят.

Пой песню, пой.

Один оплеуху дает,

Щелчком награждает другой;

С плачем один из ребят убежал.

Пой песню, пой.

 Друзья довольны, ликует один

И громко смеется другой.

Всем интересно: кто же они?

Пой песню, пой.

Один из них Капитонов Владимир,

Георгий Смирнов другой.

 Это тоже из прошлой жизни Капитонова и Смирнова. Сейчас Володя Капитонов — председатель учкома и, уж конечно, так, как описано здесь, они себя не ведут.

ОБ'ЯВЛЕНИЕ

В зрительном зале нашей школы каждую перемену дают концерты:

1. Фортепианный дуэт  в составе Гольдбаум и Волкова (на одном рояле).

2. Лев  (ударные   инструменты).

В программе концерта   «Дружба и цыпленок пареный».

Нашему корреспонденту сообщили, что в настоящее время Гольдбаум Волков и Лев осваивают новую музыкальную пьесу под названием «Чижик-Пыжик». Граждане, спешите!

В скором времени труппа выезжает на гастроли или, что всего вероятнее, просто прекратит свое существование.

ВЗАИМОПОМОЩЬ В ШКОЛЕ

дляМС100_091.jpg

Отличник 10 класса «В» Величко Е. занимается с отстающим товарищем.

МОЯ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ

Вместе со всем коллективом школы № 545 празднуют ее пятилетний юбилей и родители, дети которых учатся в этой школе. Я крепко связана со школой, принимаю самое активное участие в ее работе и нахожу в этом большое удовлетворение. В школе бываю очень часто. Беседую с классными руководителями прикрепленных ко мне классов 6 «Д» и 4 «Д».

Часто приходится ходить на дом к родителям, дети которых учатся плохо, приглашать этих родителей в школу, раз'яснять им, что связь с педагогами   и  классными руководителями поможет им в воспитании ребенка.

Таких бесед в первой четверти я провела шесть, и отрадно отметить, что они дали свои результаты, родители чаще стали бывать в школе, их дети исправляют плохие отметки на хорошие.

В день пятилетия школы хочется обратить внимание родителей, что их тесная связь со школой поможет поднять успеваемость и даст возможность школе вернуть Красное переходящее знамя.

ФЕДОТОВА.

ЮНАРМЕЙЦЫ ВПЕРЕДИ

Подготовка, к военной игре «На штурм» в нашей школе началась поздно. В других школах уже давно были сформированы подразделения, назначены командиры, а мы запоздали.

Большую помощь в организации игры оказали нам командиры Н-ского училища. В школу приехали военные техники товарищи Лукьянец и Середа. Они собрали комсомольцев, выделенных для проведения игры «На штурм». С первого же дня своего назначения с инициативой и по-деловому взялись за работу комсомольцы тт. Величко и Филимонов.

Величко был назначен командирш батальона, Филимонов — командиром лыжного взвода. Желающих принять участие в игре стало появляться с каждым днем все больше.

Приготовили нашивки, начали делать винтовки. Разбили батальон на роты, взводы, отделения. Ежедневно по отделениям, по взводам проводится строевая подготовка. Научились юнармейцы и строгому выполнению приказаний. В один из выходных дней батальон провел первый поход на 5 километров, лыжный взвод под руководством командира Филимонова служил разведкой и связью с батальоном. Ребятам понравился поход.

Но наш посредник и руководитель игры т. Лукьянец отметил на разборе много недостатков, которые командиры учли. 2 раза в неделю весь командный состав занимается на командирских курсах. Сами командиры приобрели культурный, подтянутый вид. Воинская дисциплина в штабе восхищает всех в школе.

Коллективно подали заявление о принятии в игру пионеры четвертого класса, обязуясь отлично учиться и иметь отличную дисциплину.

28 декабря был смотр всему батальону. Дружно юнармейцы отвечали на приветствие командира.

Военно - тактическая игра «На штурм» несомненно поможет нам подтянуть наших пионеров в учебе, поможет приобрести ряд необходимых военно-физкультурных навыков. Штаб серьезно следит за поведением юнармейцев, своевременно помогает и исправляет недостатки в их работе.

И сегодня, в день славного пятилетнего юбилея школы, из двух сотен юнармейских сердец вырывается дружный клич:

На штурм

за отличную успеваемость,

за образцовую дисциплину,

за серьезное овладение военными знаниями!

Е. БОРИСЕНКО — политрук  игры «На штурм».